«Белокалитвинский гуманитарно-индустриальный техникум»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

Get Adobe Flash player
Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

 

Как родителям заподозрить, что ребёнок стал принимать ПАВ

Наблюдение позволяет обнаружить общие признаки использования наркотиков и наркотической зависимости, которые можно еще определить как косвенные (так как они не могут неопровержимо свидетельствовать об употреблении). Эти признаки возникают при регулярном применении большинства психоактивных веществ. Они не абсолютны, но все же помогают в диагностике.

 

1. Резкие перепады в настроении, которые ничем не связаны с реальными обстоятельствами, с обстановкой окружающей вашего ребенка. Этот процесс представляет собой какие-то волны, амплитуда, которых может в различное время достигать крайних точек: безудержной энергичности, беспечной радости и веселости, которые обычно быстро сменяются безразличием, нежеланием ничего делать, глубокой апатией. Все эти циклы никак не связываются с успехами и не успехами в учебе, с какой -то новой информацией, в общении с друзьями, они существуют как бы сами по себе.

2. Особое внимание следует обратить на изменение ритма сна: на протяжении дня ребенок может быть вял, сонлив, медлительным, а к вечеру, придя с прогулки, начинает проявлять энергичные действия, большое желание что-нибудь сделать, долго не хочет ложиться спать, вы можете увидеть, как он всю ночь напролет прослушивает музыку, долго засиживается за компьютером, играет на гитаре или на другом музыкальном инструменте, а на следующий день он вновь сонлив и заторможен.

3. Наблюдается изменение ритма еды, изменяется аппетит и манера приема пищи: целыми днями он может ничего не есть, не ощущая чувства голода, а то вдруг, на что следует обратить особое внимание, придя с прогулки, съедает батон хлеба, а то и пол кастрюли супа, и после этого попросить еще добавки. Манера приема пищи сама обращает на себя внимание: она становится жадной, врачи называют такую манеру проявлением волчьего голода. Обычно такое состояние наступает после того, когда он накурился, в состоянии выхода из опьянения. В начале своей карьеры наркомана ребенок редко приходит домой в состоянии с признаками наркотического опьянения. В этом состоянии он старается находиться в кругу своих друзей. Возвращается домой несколько заторможенным и вялым, и в то же время, с волчьим аппетитом набрасывается на еду, и поглощает ее в больших количествах.

4. Он (она) начал часто исчезать из дома. Эти исчезновения либо просто никак не мотивируются, либо мотивируются с помощью бессмысленных отговорок. Ваша попытка

объяснить, что вы волнуетесь и расспросить о том, где же все - таки находился Ваш ребенок, вызывает злость и вспышку раздражения.

5. Он (она) начал очень часто врать. Эта ложь стала своеобразной. Молодой человек врет по любому поводу, не только по поводу своего отсутствия дома, но и по поводу дел на работе, в школе, в институте и т. д. Версии обманов либо абсолютно примитивны и однообразны, либо наоборот, слишком витиеваты и непонятны. Ваш ребенок перестал тратить усилия на то, чтобы ложь была похожа на правду.

6. За достаточно короткий промежуток времени у вашего сына (дочери), практически, полностью поменялся круг друзей. Если вы с удивлением спрашиваете: «Куда исчез твой друг Петя, с которым вас раньше было не разлить водой?», Ваш ребенок пренебрежительно отмахивается и ссылается на свою и Петину занятость. Появившихся у сына новых друзей Вы либо не видите вообще, либо они не приходят в гости, а «забегают на секундочку» о чем - то тихо пошептаться у двери. Появилось очень большое количество «таинственных» звонков и переговоров по телефону. Причем, Ваш ребенок, практически, не пытается объяснить, кто это звонил.

7. Вашего сына (дочь) полностью перестали интересовать семейные проблемы. Когда Вы рассказываете, например, о болезни или неприятности кого - то из близких, он только делает вид, что слушает. На самом деле думает о чем - то совершенно постороннем. Он изменился, стал по отношению к Вам более холодным, недоверчивым «чужим».

8. Он (она) потерял свои прежние интересы. Он (она) не читает книжек, почти не смотрит кино. Вы все чаще стали замечать, что он просто сидит с учебником, на самом деле даже не пытаясь делать уроки и готовиться к экзаменам.

9. У Вас в доме стали пропадать деньги или вещи. Эти неприятные события на первых порах могут происходить крайне редко. Однако, хотя бы редкие попытки «незаметно» что - то украсть встречаются, практически, во всех семьях.

10. Вам все чаще кажется, что он (она) возвращается домой с прогулки в состоянии опьянения. Координация движений слегка нарушена, взгляд отсутствующий, молодой человек вообще пытается спрятать глаза и быстро сбежать в свою комнату.

Отдельные, описанные выше признаки могут быть симптомами различных психологических трудностей подросткового и юношеского возраста. В некоторых случаях так могут начинаться заболевания психики. Всерьез можно начинать думать о наркотиках, только если Вы твердо уверены, что у Вашего ребенка есть признаки, по крайней мере, восьми из десяти, описанных выше изменений поведения.

 

Как действовать родителям при обнаружении у ребенка признаков употребления ПАВ

Важно не быть безразличными к подобному состоянию своего ребенка. Нельзя пытаться тут же «запретить» или «осмеять» состояние, морализировать на тему вреда, негативных личностных и социальных последствий наркотизации. Подобная тактика не приносит успеха, а порой будет иметь совершенно обратный эффект – отчуждение, недоверие к авторитету взрослых, желание «делать назло», скрывать дальнейшую наркотизацию, озлобленность и пр.

Если же ваш ребенок употребляет наркотики:

1. Стоп – панике, стоп – отчаянию. Некоторые родители, узнав, что их ребенок употребляет наркотики, готовы убить его, либо себя либо.… Сориентироваться, собраться, нужна точность, четкость действий.

2. Не обвинять, а понять. Не время для разборок, кто, в чем виноват. Не обвиняйте не его, не себя, это только вредит спасению. Вам нужно узнать, нужно понять очень многое. Очень быстро…

3. Собрать максимум информации. Вот три направления, по которым необходимо выяснить все как можно точнее, полнее:

  • все о приеме наркотиков вашим ребенком: что принимал (принимает), сколько, как часто, с какими последствиями в самочувствии и настроении, степень зависимости, степень осознания опасности;
  • все о том обществе или компании, где ребенок оказался втянутым в наркотики;
  • все о том, где можно получить совет, консультацию, помощь, поддержку. К вашим услугам справочники, газеты, журналы, теле-радио передачи, учреждения района, города, области в которых вы проживаете, оказывающих специализированную помощь. Расспрашивайте друзей и знакомых, всех, кто попадется, не стесняйтесь, не бойтесь.

4. Не обольщаться. Скорее всего, поначалу вам удастся узнать лишь очень немногое или почти совсем ничего. Очень возможны и заблуждения, и ложная информация со стороны вашего ребенка. Скорее всего, и давность, и интенсивность употребления наркотиков, степень втянутости, зависимости ваш ребенок будет скрывать от вас или преуменьшать. Вероятнее всего, он побоится назвать тех, кто втянул его в наркотики, своих «компаньонов». Вам нужно все это узнать, но не принимайте позицию следователя. Не пережимайте в дознании, не демонстрируйте подозрительности и недоверия. Но и не делайте вида, что вы всему простодушно верите. Если ребенок явно лжет или упорно замкнут, «оставьте вопрос открытым», оставьте ему возможность раскрыться, а сами продолжайте собирать информацию. Не рассчитывайте, что победите наркоманию, даже только начальную, лишь собственными усилиями. Не стыдитесь, не бойтесь обращаться за помощью. Но – не к кому попало!

5. Будьте тверды. Если заметите, что ваш ребенок приходит домой в каком-то странном состоянии, что из дома исчезают вещи и деньги, – собравшись с духом, скажите один раз, спокойно и твердо, не вдаваясь в расследования и объяснения, что знаете, что происходит. Предупредите тихо и внятно, что в следующий раз будете принимать решительные меры. При повторении – действуйте сразу, без проволочек – либо собственными силами, либо обращайтесь к помощи тех, кто может вразумить и помочь. Наркологи, психиатры, милиция? Телефон доверия? Ориентируйтесь.

Но, ни в каком случае:

  • не ругайте скверными словами;
  • не угрожайте (лучше действуйте внезапно – например, при явном наркотическом опьянении вызывайте скорую помощь);
  • не бейте по голове.

6. Доверие и любовь – важнее всего хотя бы с одной стороны…

Вот что вы неустанно должны стараться донести до ребенка любыми словами и действиями:

  • я люблю тебя независимо не от чего;
  • я никогда не откажусь от тебя и от своей любви к тебе;
  • я твой друг – и поэтому я враг твоей наркомании;
  • я не дам наркотикам погубить тебя, и в борьбе с наркоманией буду настойчив и непреклонен, не уступлю тебя гибели;
  • я знаю, что наркотик может переворачивать твое сознание и твои чувства, что он может заставлять тебя лгать, ненавидеть, красть, причинять зло, совершать преступления. Но я не отождествляю тебя с наркоманией. Ты и наркотик для меня абсолютные противоположности;
  • я враг и преследователь наркомании, но тебе я не преследователь, не судья;
  • я всегда буду стараться понять тебя, поддержать и помочь;
  • я буду верить тебе, даже если узнаю, что ты обманываешь меня. Ты в любой момент можешь признаться в обмане, и я не стану тебя наказывать или осуждать. Я пойму и поверю снова;
  • я не вторгаюсь в твои личные тайны. Я буду стараться все узнавать о тебе только в тех пределах, и только ради того, чтобы помочь тебе;
  • я знаю, что ты сам (сама) хочешь освободиться от наркотиков или захочешь, когда прозреешь, когда поймешь…

Проявляйте свою любовь как можно чаще, как можно полнее, не только словами, но и действиями: ласкайте, обнимайте, гладьте, целуйте… увеличивайте количество света в доме!

7. Как нужно действовать родителям при реальном столкновении

с употреблением ребенка ПАВ

Тактика вашего поведения существенно различна на этапе приема подростком наркотика и в период воздержания от наркотизации. От момента обнаружения пристрастия подростка к наркотикам до момента начала лечения неизбежно проходит какое-то время. Этот период может быть более или менее продолжительным. Очень важно, чтобы все, что происходит в этот период дома, способствовало формированию у подростка готовности и желания избавиться от наркомании. Для этого необходимо знать и помнить следующее:

1. Взрослые должны научить подростка жить с миром, с домом и самим собой без наркотиков.

2. Не обвинять подростка в несчастьях взрослых. Чувство вины не поможет человеку, который его испытывает. Ни один наркоман не расстался с наркотиками из чувства вины.

3. Не порывайте контакта с подростком. И в период приема наркотиков, и в период реабилитации подросток должен чувствовать, что вы его любите и что он вам дорог. Но, ни в коем случае нельзя создавать ситуацию, когда его избавление от наркотиков нужно вам больше, чем ему самому!

4. Не шантажируйте подростка лишением домашних привилегий или тем, что ему дорого.

5. Не причитайте, не брюзжите и не опускайте рук. Нытье и занудство только раздражают подростка или быстро перестают им замечаться. Ваш пессимизм или депрессия могут стать еще одной причиной наркотизации. Залог успеха и сохранения психического здоровья самих взрослых - оптимизм и активность.

6. Не нужно пытаться стыдить подростка или упрекать его. И то, и другое может стать дополнительными стимулами к приему наркотиков.

7. По мере формирования зависимости от наркотика у подростка складывается особый способ отношений с родителями и другими домашними, подростки-наркоманы хотят, чтобы их постоянно спасали, они привыкают быть самыми несчастными, непонятными и самыми виноватыми. Не следует потакать ни тому, ни другому, ни третьему. Ведите активный образ жизни. Ходите в кино, в театр, встречайтесь с друзьями, активно отдыхайте.

8. Нет следствия без причины, следовательно, пристрастие подростка было чем-то вызвано. До тех пор, пока причины наркотизации, вызванные ими последствия, не будут устранены, будет сохраняться и пристрастие к наркотикам, поэтому нужно обязательно проконсультироваться у психолога, психотерапевта, врача и других специалистов.

9. В настоящее время точно установлено, что важнейшее условие эффективного лечения наркомании – коррекция психики подростка-наркомана, заключающаяся в изменении способа его мышления, переживаний, ощущении, поэтому, сотрудничая с различными специалистами, необходимо добиться устойчивых изменений в психике наркомана и системе его социальных связей.

10. Регулярное употребление наркотиков приводит к тому, что у подростка формируется особый наркоманский тип поведения. Наркоман часто пытается убедить родителей в том, что хочет заняться чем-то серьезным - учебой, работой, спортом или хобби.

При этом он может быть весьма убедительным и эмоциональным Взрослые невольно вовлекаются в эту игру, но, чем больше мы радуемся его энтузиазму, тем более он чувствует себя так, словно он уже осуществил свое намерение. В конце концов, неизбежно наступает момент, когда родители чувствуют себя обманутыми, а подросток – несостоятельным. Чувство вины и неуверенности могут закрепить пристрастие к наркотикам. Поэтому ко всему, что говорит наркоман, нужно относиться спокойно, сдержанно и конструктивно - скептически. В период прохождения подростком медицинской и психологической реабилитации, а также в период ремиссии (т.е. в период отказа и воздержания от приема наркотиков) отношения с подростком должны быть иными. Главная задача, которую необходимо решить на этом этапе - психическое и личностное развитие наркомана.

Вполне понятно, что родители шокированы трагедией их ребенка. Глубокие эмоциональные переживания приводят к тому, что вольно или невольно родители стремятся затрагивать в разговорах с подростком вопросы его наркотической зависимости. Упорное возвращение к этой теме, неустанный контроль, проявление недоверия к подростку, попытки застать его врасплох, обыскивание и осматривание рук и т.п. создают ситуацию постоянного дополнительного психологического напряжения. И если в период наркотизации такая тактика была хоть и неэффективна, но хотя бы оправдана, то в период реабилитации и ремиссии она опасна и нелепа.

Очень скоро это начинает вызывать раздражение, агрессию и стремление избегать общения с родителями, более того может стать причиной очередного возврата к наркотикам. Именно поэтому в этот период следует избегать присутствия темы наркотиков в разговорах с подростком. В период реабилитации для молодого человека важны его личные проблемы и поиск средств их преодоления. И если раньше эти проблемы либо не осознавались, либо снимались через употребление наркотиков, то теперь, столкнувшись с ними непосредственно, подросток должен мобилизовать все свои силы для их конструктивного решения.

Этих сил, как правило, не много, поэтому взрослым следует стараться всячески помочь подростку в решении терзающих его забот и огорчений. Общаясь с подростком в период реабилитации и ремиссии, взрослым нужно помнить следующее: воспринимать подростка таким, какой он есть, признавая его как личность и уважая его, независимо от его прошлого, родители должны вести себя с подростком естественно и вместе с тем ответственно; подростку нужны искренность и откровенность, не нужно бояться проявлений своих чувств и эмоций, бывшие наркоманы не любят вспоминать свое прошлое.

Поэтому гораздо лучше для подростка говорить о его настоящем и будущем, необходимо поддерживать постоянную связь с психологом или психотерапевтом, учреждением, где наркоман проходил курс реабилитации. Такая постоянная связь нужна для совместного планирования способов и методов дальнейшего поведения по отношению к подростку. Внезапно возникший семейный конфликт, исключение из школы, потеря работы, драка или потасовка с бывшими друзьями, потеря средств к существованию и другие проблемы такого рода способны поставить в тупик и молодого человека, и его родителей. В этом случае необходимо срочно обратиться за консультативной помощью.

 

Как родителям заподозрить, что ребёнок стал принимать ПАВ.docx